Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Назначенный срок службы установленного в административном здании лифта, введенного в эксплуатацию в 1990 году, истек в 2015 году. В какой срок необходимо привести лифт в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 для его дальнейшего безопасного использования?

Ответ: Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - технический регламент ТР ТС 011/2011) вступил в силу с 15 февраля 2013 года. Согласно пункту 5 статьи 4 технического регламента ТР ТС 011/2011 при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента ТР ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов» от 18.10.2011 № 824 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента ТР ТС 011/2011и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям технического регламента до окончания назначенного срока службы.

Согласно пункту 5.5 технического регламента ТР ТС 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления технического регламента ТР ТС 011/2011 в силу, т.е. до 15 февраля 2020 года.

Следовательно, лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента ТР ТС 011/2011 (в 1990 году), и отработавшие на сегодняшний день назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 до 15 февраля 2020 года. Сроки приведения в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 лифтов, у которых назначенный срок службы истекает после 15.02.2020, определяются Решением Комиссии Таможенного союза, указанным выше.

 

Вопрос: Какой документ позволяет продлевать срок эксплуатации лифта и какие организации выдают такой документ?

Ответ: Условия и возможный срок продления использования лифта определяются на основании оценки соответствия лифта обязательным требованиям техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Согласно пунктам 4, 5 статьи 6 технического регламента ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования (выдается акт технического освидетельствования), а отработавшего назначенный срок службы - в форме обследования (документация о проведении обследования). Такие работы проводит организация, аккредитованная (уполномоченная) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

 

Вопрос: Распространяется ли действие приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» на лиц, участвующих в эксплуатации и обслуживании лифтов? Каков порядок аттестации, проверки знаний персонала и специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих лифты?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 15 марта 2013 г., лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) не относятся к опасным производственным объектам.

Приказом Ростехнадзора от 14.01.2013 № 5 «О признании не подлежащими применению некоторых актов Федерального горного и промышленного надзора России» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2013 № 26805) с 15 февраля 2013 г. не подлежит применению постановление Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов». Таким образом, действие приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2007 N 9133) не распространяется на работников организации, эксплуатирующих лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (вне пределов метрополитена).

 

Вопрос: У нас очень часто меняются управляющие компании, обслуживающие наш дом, в котором используется лифт. В лифте не производится уборка, площадки перед дверями шахты не освещены, двери лифта разбиты и т.п. Как можно узнать, какая управляющая компания обслуживает наш дом в настоящее время?

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, организации, осуществляющие управляющие многоквартирными домами, обязаны раскрывать информацию о своей деятельности путем публикации её на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для этих целей. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 124 от 02.04.2013 года утвержден регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет на официальном сайте. Указанным приказом в качестве официального сайта определен Портал «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru). В случае если управляющая организация не раскрыла сведения о себе на Портале, вы имеете право сообщить об этом в жилищную инспекцию, прокуратуру или в суд.

 

Вопрос: Управляющая компания, обслуживавшая дом ранее, не передала в составе документации паспорта лифтов и руководства по эксплуатации. Может ли специализированная организация обслуживать лифты без предоставления со стороны УК указанных документов?

Ответ: Пунктом 3 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза 18.10.2011, предусмотрено укомплектование лифтов и устройств их безопасности, выпускаемых в обращение сопроводительной документацией, включающей в себя паспорт лифта и руководство (инструкцию) по эксплуатации. Паспорт лифта содержит сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основные технические данные и характеристики лифта и его оборудования, сведения об устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта, а также он предназначен для внесения сведений в период эксплуатации. Руководство по эксплуатации необходимо для использования лифта по назначению, проведения технического обслуживания, ремонта и осмотра лифта. Паспорт лифта и декларация о соответствии лифта требованиям регламента ТР ТС 011/2011, выдаваемая после монтажа, подлежат хранению в течение всего назначенного срока службы лифта (пункт 3.5. статьи 6 указанного регламента).

Таким образом, на стадии эксплуатации паспорт и руководство по эксплуатации лифта должны храниться у владельца лифта, либо в обслуживающей организации (при наличии таких договорных обязательств). В случае отсутствия указанных документов, владелец лифта обязан прекратить его эксплуатацию до получения (приобретения) документации.

 

Вопрос: После установки новой лебедки на лифте шум от её работы слышен в квартире, на мои жалобы управляющая компания не реагирует, какими нормами установлены требования к шуму от лифта и кто имеет право проводить соответствующие измерения?

Ответ: В положениях технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» отсутствуют требования к допустимым критериям шума от лифтового оборудования в жилом помещении. Учитывая вышесказанное, следует отметить, что при определении требований к шумовым характеристикам, возникающим в процессе работы инженерно-технологического оборудования зданий, в том числе лифтового оборудования, могут использоваться: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПиН 2.1.2.2645-10; Свод Правил «Защита от шума» СП 51.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003); Санитарные Нормы «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Указанные измерения могут проводиться представителями управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Вопрос: Какими документами следует руководствоваться при эксплуатации лифтов?

Ответ: Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 был принят технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 (далее - Регламент), он вступил в силу с 15.02.2013. Этим же решением Комиссии Таможенного союза в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 утвержден перечень стандартов необходимых для применения и исполнения требований Регламента, а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Регламента. Кроме того, каждый лифт, выпускаемый в обращение, должен комплектоваться сопроводительной документацией, в том числе паспортом, а согласно требованию пункта 3.1. статьи 4 Регламента для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания лифта, его ремонта и осмотра должно осуществляться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя. По истечении назначенного срока службы использование лифта по назначению без документа, подтверждающего проведение оценки соответствия требованиям Регламента с целью определения возможности и условий его дальнейшей эксплуатации, не допускается. Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования, что должно подтверждаться соответствующим актом.

В части использования и содержания лифтов в период назначенного срока службы следует руководствоваться Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением правительства от 24.06.2017 № 743.

 

Вопрос: Инспектором Ростехнадзора проведена проверка лифтов нашей организации, введенных в действие до вступления в силу ТР ТС 011/2011. В акте и предписании, выданных по итогам проверки, имеются ссылки на ГОСТы, применение которых осуществляется в добровольном порядке, обязательны ли к исполнению требования таких пунктов?

Ответ: Пунктом 2.1. Решения Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 18.10.2011 № 824 утвержден перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Регламента. Следовательно, ссылки в акте и предписании на положения ГОСТ Р не могут служить основанием для безусловного исполнения предъявленных требований, в случае если при проектировании лифтов и оборудования изготовитель не применял требования вышеуказанных стандартов, что должно быть указано в сопроводительной документации лифта.

 

Вопрос: Каким образом осуществляется в настоящее время регистрация лифтов в Ростехнадзоре и каков порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию лифта после монтажа?

Ответ: Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее - Постановление) все лифты, на которые распространяется действие Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила), утвержденных Постановлением, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу Правил.

Правилами установлен порядок ввода лифтов в эксплуатацию с участием органа государственного контроля после их замены и модернизации. Ввод остальных лифтов в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 6-9 Правил в целях оформления решения о вводе лифта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизации владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента подачи уведомления и при отсутствии нарушений в поданном уведомлении проводит контрольный осмотр лифта. При положительных результатах контрольного осмотра уполномоченный орган принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию. Решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется в течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра лифта актом ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу лифта (его уполномоченному представителю).

Форма уведомления и информация о постановке лифтов на учет размещена на официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://gosnadzor.ru/industrial/equipment/resolution%20743/Regulations%20of%20Rostekhnadzor/.